Очень скоро остановился мужичок, который объяснил, что он механик, и что она нас отбуксирует на ближайшую стоянку, которая находилась совсем рядом. Таким образом 4 км на буксире по автобану мне стоили 40 евро. Взамен на эти деньги мы с машиной оказались в весьма безопасном месте, я узнал, что у меня порван ремент ГРМ, что внезапно появившийся механик устранит неисправность за два дня и 600 евро, а так же я был одарен визиткой эвакуатора, который сможет доставить меня в мастерскую. Вспомнив стоимость 4 км на буксире, пользоваться услугами эвакуатора расхотелось. Впрочем как и услугами механика, так как это в сумме значительно превысило весь располагаемый бюджет поездки.
Механик оставил номер телефона и уехал, а мы остались с полностью обездвиженной машиной где-то на стоянке в 100 км от кемпинга и пиццерии, в которой в этот момент Леха с Олькой лопали пиццу и писали мне смс-ку, что они нас ждут в центре Толмина возле светофора. В качестве ответа мы отправили им наши координаты и суть проблемы: обрыв ремня ГРМ. Вряд ли этот доставило им радости, но ничего другого я предложить не мог.
Серега купил стартовый пакет местного мобильного оператора, нашел вай-фай и привел продавца магазина автозапчастей. Последний только предложил услуги механика. Есть у него ремень в продаже или нет, я не понял. А из его слов уяснил одно: без специалиста нам не обойтись, и визитку с номером он может предоставить. Европа...
многабукф и малокартинокНочь в машине не принесли ни малейшего удовольствия. Сказать, что я отдохнул, тоже нельзя было. Состояние моего сознания очень четко запечатлел фотоаппарат в телефоне. Именно таким я видел и воспринимал сейчас мир. Завтракать категорически не хотелось, и мы принялись ждать Леху, уставившись на мир через лобовое стекло.
Мое мировосприятие в то утро очень точно передала камера в телефоне
Когда приехали Леха с Олькой на своем БМВ, стало несколько веселее. Появилось чувство, что мы тут не сами, и большой толпой проблему решать проще.
Калина продолжила свое путешествие дальше, но уже на буксире. С заглушенным мотором у нее практически не было тормозов, не работал усилитель руля и весьма оперативно разряжался аккумулятор, так как движение у них должно быть с включенным светом. Я включил только аварийку и габариты, но это не спасло батарею от полного разряда.
Как и следовало ожидать, за этим занятием (буксировка по автобану) нас застали полицейские. Они терпеливо подождали, как далеко мы зайдем в этой шалости, после чего согнали нас в карман и объяснили несколько простых вещей. Первое: буксировка по автобану разрешена только до первого съезда. Дальше автобан надо покинуть. Мы проехали три (на самом деле, мы проехали больше, просто за нами не сразу стали следить). Второе: за не пристегнутого Серегу, который пересел в БМВ, штраф 120 евро. Третье: автобан мы таки должны покинуть.
Эти доходчивые пояснения стоили 40 евро штрафа, уплаченного на месте. Это только за буксировку, так как Серега пересел в Калину, и мы таки съехали с автобана.
Описывать следующие 80 км по горным дорогам на гибком буксире без усилителя руля и тормозов я могу долго. Мокрая спина, потные ладони, затекшая шея, вонь паленых тормозов (а от БМВ - паленого сцепления) - это не самые приятные впечатления от поездки по красивейшей местности, на осмотр которой у меня просто не было времени. Но все таки мы доехали! В кемпинге мы попытались вручную оттолкать Калину в тенек с центра площадки, чем безусловно привлекли внимание окружающих:
- Интересно, на ней кондиционер есть?
- Какой кондиционер!?!?! Она в движение приводится силой двух человек!
Я поднял голову. Говоривший на чистом русском языке представился:
- Алексей. Я сам с Латвии. Помощь нужна?
С этими словами он уперся руками в Калину и помог оттолкать ее в тень.
Дале Алексей попытался растолкать своего товарища, чтоб продемонстрировать некое чудо, которое он обозвал "Юкрайниан жигулист". Этим чудом был я с Калиной.
Что ж, появление наше в кемпинге не прошло не замеченным.
Как и следовало ожидать, в автомагазине нужного ремня ГРМ не нашлось. Но мне его привезли на следующее утро. К расходам на машину добавились 15 евро.
Менял ремень без непосредственной помощи механиков (хотя таковая была предложена), но зато с консультацией по аське с Юркой. Благо, в кемпинге был вай-фай, а у меня был ноут, предоставленный все тем же Юркой, потому процесс шел весьма бодро и продуктивно. Непонятные моменты фотографировал и отправлял Юрке. Он давал советы, подсказывал. За три с лишним часа ремень был заменен.
Автор фото Nikolaich, правда я ее слегка кадрировал, отрезав неэстетичную на мой взгляд часть.
Все инструкции (и Юрка в том числе) гласили, что ремень ГРМ меняется одновременно с натяжным роликом. Так же необходимо проверить помпу. Относительно первого пункта я понадеялся на русский "авось". А относительно второго, попросил покрутить помпу даже Леху. Мы пришли к выводу, что она исправна. Впрочем, и в ролике люфтов я не заметил. Ремень поставил, машину собрал, в качестве тест-драйва мы съездили в Италию на море, а потом я еще и заехал на старт, поднявшись на высоту 1080 метров над уровнем моря (высота кепминга 180 метров ASL). Когда я подъезжал к палатке, внезапно температура двигателя полезла вверх, компьютер завопил "Перегрев!", а каким-то нутром я услышал посторонние звуки откуда-то со стороны мотора.
Осмотр двигателя выявил, что ремень терся боком по ролику, как бы сползая с него и таким образом менее чем за 400 км стал худее на 2 мм. Предстояло найти причину сползания ремня, и я снова обреченно смотрел на потрескивающий и неспешно остывающий мотор. Через 15 минут я знал причину: бачок с тосолом пуст, на защите двигателя лужа, помпа мертва. Через ее сальник вытекали остатки охлаждающей жидкости, а шкив безжизненно люфтил во все стороны.
В магазине после долгих объяснений и поисков по полкам продавец извлек помпу. Толстый слой пыли на коробке говорил о том, что она тут "живет" очень давно. Год ее выпуска однозначно отвечал на этот вопрос: с 2006 года. Ну да ладно: не колбаса ведь! К расходам на машину добавилось 26 евро.
Удивленый таким везением я направился менять помпу. Будьте здоровы конструкторы АвтоВАЗа...
Пользуясь нелетной погодой и дождем, я разложил инструменты, залез в интеренет, почитал, как это делают люди, и через 4 часа помпа была установлена. К этому времени Матвеичи привезли дистиллированную воду, которая была сильно дешевле тосола и вполне годилась для заливки в систему охлаждения (чуть менее 7 евро за 4 литра). Потертый ремень я снял, и поставил новый, привезенный с Украины Витей (снова спасибо Юрке, который мне его передал).
Не жаркая мокрая погода способствовала занятию техническим творчеством
Машина проездила ровно 1 день. Посторонний шум не давал покоя, и я снова снял крышку ремня ГРМ. Ремень по прежнему сползал со шкивов и интенсивно изнашивался. Я снял ремень и натяжной ролик. Пригласил Леху. Он потряс натяжной ролик в воздухе, как младенец погремушку, и ясно слышимый стук известил о кончине этого самого ролика...
В магазине продавец нас встретил с улыбкой и вопросом "Лада?", как бы намекая на название моей машины.
- Лада... - выдохнул я и положил список иностранных аналогов этого самого натяжного ролика. Впрочем, сам ролик я тоже отдал продавцу.
Снова он долго шаманил в компьютере, куда-то звонил, а потом из гор явно залежавшегося товара извлек коробочку с роликом. Ролик был произведен во Франции очень давно, и стоил как выдержанное французское вино... 48 евро.
Если честно, то проблема с износом ремня по торцу так и не была решена. Но темпы его износа были на столько невелики, что я сжал зубы и на этом решил остановиться: доедем до Украины!
Единственное, о чем я жалею, так это о несостоявшейся поездке в музей Феррари. Во-первых, Калина "съела" как раз предназначенный для этого бюджет, а во-вторых, я не был на все 100 уверен, что она проедет эти 800 км. Экспериментировать с буксиром второй раз мне не хотелось - хлопотно и по деньгам, и по силам, и по проблемам для окружающих. Народ и так каждый выезд Калины оценивал, как чудо, а хозяин кемпинга интересовался ее техническим состоянием и говорил, что если надо, то у него есть знакомый хороший механик. Я смирился с положением дел.
Вот оно утро отъезда на Украину. Машина загружена, лагерь свернут, остающимся сказали "Пока" и двинулись с Серегой крайний раз помочить ноги в Толминке (река адски холодная возле кемпинга протекала). Серега задержался у воды чуть дольше, а меня что-то дернуло проверить давление в колесах. Я вернулся к машине, достал манометр, открутил колпачок на левом переднем колесе, приставил манометр: "2.1"... МАловато, подумал я, убрал манометр и в этот момент раздалось характерное шипение. Я посмотрел на колесо и понял, что сейчас в нем давление будет еще меньше, потому что оно катастрофически быстро падает через отверстие, в котором только что надежно сидел нипель. Почему от решил отвалиться, я не знаю. Видимо, решил остаться здесь, в Европе. Я его понимаю...
Мой вопрос "А где здесь шиномонтаж?" не вызвал у публики особой радости. Но тем не менее, где здесь шиномонтаж, мне объяснили. И пока экипаж второй машины поехал в супермаркет, мы с Николаичем поехали ремонтировать колесо. Это "удовольствие" добавило в копилку расходов еще 6 евро.
...
Я был приятно удивлен, но до Украины мы доехали без поломок. Венгрию снова пересекли на одном баке горючего, только на этот раз с приличным запасом - лампочка аварийного остатка не зажглась.
По дороге мы слушали аудиокнигу Кузьмы Скрябина "Я, Победа и Берлин". Было смешно. И актуально.
...
Граница тоже прошлась на удивление легко, и даже женщина-таможенница на венгерской стороне помогла заполнить бумажку. Еще один "плюсик" в копилку впечатлений о Европе, а также небольшая компенсация за чрезмерное внимание к нам при въезде в Венгрию.
Впереди через лобовое стекло я уже видел желто-голубой флаг, говорящий о том, что мы дома.
Потратив относительно немного времени на таможенно-пограничные "формальности", мы двинулись в сторону Киева, по пути подыскивая ночлег.
Первый же переезд, который попытались проехать в европейской манере напомнил, кто мы и где мы.
Ночлег на поляне в карпатской долине. Утро. И мы едем дальше.
Я не знаю, сколько мы проехали по трассе европейского значения, но в очередном повороте я "зевнул" ямку и разбил диск на правом переднем колесе, который очень быстро начало спускать. Доклад по радио во вторую машину, что у нас вынужденный питстоп. Замена колеса. Едем дальше: "Здравтсвуй, Родина!".
Вечером мы были в Киеве. То, что происходило на киевских дорогах, хотелось назвать одним словом: "Хаос!". Николаич на самом деле произнес другое слово, но оно не печатное.
Утром я осознал, что у меня еще 6 дней отпуска, и я предпринял попытку купить билеты домой. В принципе, сделал я это для очистки совести, заведома зная результат. После чего поехал на шиномонтаж, за 80 гривен восстановил диск, тихо ужаснулся со столичной мастерской, вспоминая словенскую... А ведь я их адрес нашел в интеренете, и сайт выглядит вполне прилично... На деле все оказалось как обычно. Семейные трусы механика, выглядывающие из-под драного промасленного комбинезона, обстановка а-ля "после взрыва" в самой мастерской, гора мусора у входа... Интересно, а если бы к нему обратиться на английском?...
И я принимаю решение ехать домой машиной! Триста верст для бешенной собаки не крюк!
На сей ноте европейскую часть повествования, касающуюся автоприключений можно было бы и завершить. Однако Украина географически тоже Европе, я продолжаю путешествовать машиной, отпуск не закончился, потому я говорю, что...
...это тоже еще не конец
продолжение будет.