Я много слышал про то, как затягивает в облако. И если с грозовой тучей как бы все понятно, и проверять, правда или нет, не было ни малейшего желания, то как затягивает в маленькие, тонкие, прозрачные облака надеялся проверить, и предполагал, что это относительно безопасно. Но вот незадача: не получалось. Крутишь, крутишь, крутишь поток, доходишь до облака и все – подъем прекращается, начинается турбулентность, облако вроде и рядом, но влететь в него не получается. Так было много раз.
Сегодня погода была красивой, достаточно высокой и с облаками. Как раз с такими облаками, которые на мой взгляд казались безопасными, тонкими, подходящими для экспериментов.
Потверждаю, мне есть 18 часов налета (читать дальше)Стартовал. Как-то сразу поток найти не удалось, и я метался из стороны в сторону по проверенным местам, когда заметил, как метрах в 200 впереди параплан класса «компетишен» попытался несколько раз сложиться, скрутили что-то непонятное, и теперь на подсложенных «ушах» удирает с того места, где его только что попыталось пережевать. Не заметив ничего подозрительного, я ломанулся туда, нашел узенькие «+4,5» и выкрутился в них почти под три тысячи метров. Облака были как раз на этой высоте, но только вот чуть в стороне над горами. Над долиной облаков не было. Я взвел полиспаст и повернул к белым скальникам.
На полпути я встрял в поток «+3», и встал в спираль. Поток был широкий, удивительно мягкий для сегодняшней погоды (предыдущие потоки были весьма норовисты, и в целом день был турбулентный). Я крутил спираль и оглядывался по сторонам, все шло штатно. Потом потемнело: я подобрался к облаку вплотную, и теперь оно нависало надо мной. Некоторые космы проносились уже ниже меня. Я еще раз осмотрел соседние облака, прикинул, где ближайший край моего облака и стал постепенно выполаживать спираль, увеличивая радиус. Подьем не ослабевал, варик уверенно пищал «+3».
В какой-то момент я осознал, что уже как бы хватит: земля начинает подергиваться дымкой, подо мной проносятся уже плотные ошметки облачной «ваты». Я взял курс к скальникам.
Перейдя в прямолинейный полет я не сразу понял, что варик продолжает пищать «+3». И судя по всему, скороподьемность растет. Я зажал ручку на вытянутые руки, потом перенес рукина выгнутую часть спидбара и еще чуть-чуть зажал ручку. В этот момент под бодро-перепуганный писк вариометра земля скрылась из вида. Вокруг был серый, мокрый, ни капельки не дружелюбный внутренний мир облака, визг вариометра и рев ветра в тросах.
Внизу левее сквозь облако я видел только несколько бликов, то ли от солнечных батарей, то ли еще от чего-то блестящего. На них я и ориентировался. Они были в те секунды маяком, выполнявшим свою обычную функцию - указывали сторону, где земля. В прямом смысле этого слова. Только вот этот маяк постепенно таял, а я удалялся от земли... вверх. Я прекрасно представлял, что потеряв направление "вниз", я уже через несколько секунд потеряю ощущуени горизонта. Я проверял. Только прошлый раз у меня перед глазами был авиагоризонт, впереди мотор, а в левом кресле - Пашка.
Ярким солнечным светом внезапно полоснуло по глазам как раз в тот момент, когда я начал терять из виду даже эти блики. Я вылетел из облака сбоку. Вот значит оно как… Запомним. Только потом я осмотрелся по сторонам, наслаждаясь видом.
Со стороны хребта на встречу мне 300-400 метрами ниже летел параплан. Летел быстро на подсложенных «ушах». Странно… Внизу – скалы. Куда это он? Или откуда?
Пролетев вперед к соседнему облаку я нашел ответ на свой вопрос: очень турбулентная «4-ка» снова потащила меня куда-то наверх. Подобравшись к основанию облака, я не стал дожидаться повторения истории и дернул от него в сторону.
Позже я возвращался из долины в Толмин. По радио выснил, что чуть ниже меня впереди Валентин на Дискусе, и что он собирается садиться. Я сказал, что у меня планы аналогичные, но так как я выше, то сяду после него.
Валик начал активно травить высоту, и судя по всему, получалось у него это не очень хорошо. Мой высотомер показывал в это время чуть более 900 метров. Я встал в широкую спираль над Толмином (это больше походило на огромный круг ожидания своей очереди на посадку), и наблюдал за Валиком. По радио он доложил, что травить высоту очень трудно. Я улыбнулся и посмотрел на высотник: 1200 метров… Ну да, слышал я фразы «Сбейте его – он сесть не может!»
Но ведь так не бывает!!!БЫВАЕТ (читать дальше)
Валентин сел, и я решительно принялся за процедуру стравливания высоты. Вокруг ни кого не было, хотя с долины начинали уже подтягиваться другие парапланы и дельтапланы. Что ж, я сяду до того, как они прилетят.
Когда на высотомере оставалось чуть более 500 метров, я понял, что уже изрядно замучался. Отпускаю ручку, и дельтаплан уверенно лезет вверх. Становлюсь в крутую спираль на полностью зажатой ручке, а вариометр уверенно показывает «+0,3».
«Вы думаете, он удовольствие получает? Он сесть не может!» - вспомнил я недавний рассказ про особенности местной посадки.
А ведь было не смешно. Стоило мне прекратить что-либо делать, как я начинал лететь вверх. На высотах от 500 до 600 метров я барахтался минут 15. При чем, я старался сесть! Кажется я даже как-то некультурно прокомментировал это по радио, за что потом на земле выслушал от Юльки, что она об этом думает (правда Юлька думала, что это Валик, и пришлось признаться).
Стали прилетать другие дельтапланы. И похоже, у них была та же проблема… Наконец какой-то хлыстатый «показал» зону «нулей» на другом берегу реки, в которой удалось снизиться до 300 метров. Пока я вернулся к горе с замком, у меня снова было более 400.
Хотелось сесть. В воздухе собирался народ, становилось тесно. На глиссаде уже очередь из тех, кто решил проблему с избытком высоты. Хорошо, что садится самым удобным на мой взгляд, курсом вдоль площадки, а не поперек.
Дурацкая ситуация…
Пожалуй, это была первая посадка в Словении такой, какой она должна быть. И в пределах площадки, и мягко на ноги без грохота и пробежки. Интереснейший полет, красивая посадка, два «развеянных» мифа.