Первый осмысленный (заранее осмысленный в том числе)
полет по вполне осмысленному маршруту.
полет по вполне осмысленному маршруту.
И снова я крайним в этот день покидал аэродром. рядом с тележкой присутствовали любопытствующие гости: местные пилоты – мотодельтапланеристы. И вот один из них решил поучить жизни: и троса у меня неправильно заделаны, и «монетки» на тросах тонкие, и сам трос неправильный, и держит всего 750 килограммов. Вобщем, «подбодрил», как мог, сказав, что это он мне все говорит на будущее: «Это же твой не последний полет?»… До сих пор не знаю, как я его матом не послал.
Кивок головой – «Поехали!»
читать дальшеКак только я оторвался от тележки, не разжимая зубов, вслух произнес: «Валик, взлетай уже!». И Валик взлетел.
Только Валик взлетел и мы начали набор, как мотодельтаплан нехорошо тряхнуло. В следующую секунду раздался характерный «Бзынь!». Это прохлопнули нижние троса. Высоты было метров 50… Сглотнул не разжимая зубов.
Весь набор буксировщика нещадно мотыляло, и я как мог, висел на веревочке. Вверх, вниз, вправо, влево! Я уже пожалел, что махнул Валику перед стартом тянуть меня в сторону от аэродрома. Лучше было бы по прямой… Но что сделано, то сделано – Валик начал разворот.
Буксировочный фал прослаблялся несколько раз, еще пару раз хлопали троса, писк вариометра временами становился практически непрерывным, а временами «минуса» выли на столько протяжно, что становилось не по себе… Но я держался…
Отмашка об окончании набора – она достойна кошмарного сна. Обычно Валик выставляет правую руку в сторону и делает ей несколько движений вверх-вниз, пока пилот не отцепится. В этот же раз выставленная рука махнула всего один раз и быстро вернулась на спидбар. Я плюнул прищепку и сразу же начал вкручиваться в «два с половиной м/с».
Пока я набирал, откуда-то ниже появился ArCher на комбате. Он видел, что я стремительно ухожу вверх и пытался встать в мой поток. Но делал это он на столько размазанной спиралью, что я постепенно увеличивал отставание. Потом я его потерял. Точнее, он бросил эту затею и дернул по маршруту.
…
Предполетная подготовка в этот день несколько отличалась от обычной. и отличалась она тем, что в GPS-навигатор я ввел маршрут: «до цели с возвращением». Амбиции Nikolaich-a целью выбрали ППМ «Райозеро». до которого было 32 с лишним километра строго по ветру. Мой взгляд на вещи предлагал уменьшить дистанцию вдвое. Ну или хотя бы до 20 километров в одну сторону.
Я сдался под влиянием оптимизма товарища, и вот теперь с тоской в глазах с высоты в 1600 метров смотрел куда-то на горизонт. Где-то там было заветное «Райозеро», если верить GPS-навигатору.
Вспоминаю слова Сереги: «Ориентироваться легко будет – лететь вдоль реки, и она все время будет блестеть на солнце. Да и дорога вдоль нее идет, если что». Я поискал глазами реку…
И вот эта прерывистая зеленая полоска – река?!?! Река Оржица была покрыта слоем ряски, местами почти пересохла и никак не напоминало то, что я видел на карте перед полетом. Да и дорога вдоль не была выкрашена в ярко-оранжевый цвет. Вместо нее вдоль полей, через села петляла серая змейка, по которой ползли редкие муравьи-автомобили. Что ж, мне туда – на юг!
Хотя и летел, используя облачные потоки, все равно старался держаться вспаханных черных полей. Хотя это и несколько увеличивало время прохождения маршрута, но несколько добавляло уверенности и смелости: если что, черные поля наверняка прогреты хорошо и там будут потоки.
…
Предстояло сделать следующий переход к следующему полю. Этот переход по расстоянию был вдвое больше предыдущего, но по расчетам к следующему полю я все равно приду на высоте порядка 1000 метров. И я пришел. Только вот в этот момент я попал в «голубую дырку» - облачными потоками тут и не пахло. А мелкие пузыри, сходящие с поля сюда еще не доставали… Это была тактическая ошибка. Я не рискнул идти к следующему полю, и взведя полиспаст, дернул к ближайшему облаку и… ничего там не нашел. Когда я вернулся на это же поле, высоты оставалось метров 700 и к полю пришло облако. Я нашел поток и поднялся до базы, пощекотав пузико тучки мачтой.
От поля к полю, от облака к облаку я продвигался на юг, не задумываясь о скорости продвижения и о том, сколько еще лететь. Я просто получал удовольствие от полета.
…
Когда я глянул на GPS, до поворотника оставалось километра три. Я глянул в направлении куда указывала стрелка прибора и увидел впереди огромное озеро: «А вот и оно!». Я радостно взвел полиспаст и устремился к нему, поглядывая на экран навигатора. Чем ближе к озеру, тем увереннее отклонялась стрелка в сторону… К тому же GPS говорил, что ППМ гораздо ближе, чем то озеро…
И как я, балбес, забыл, что поворотник находится на перекрестке дорог, а не в озере!!! А это километра на два ближе, на выезде из села, которое называется Райозеро! Балбес! Я довернул на 45 градусов правее…
Радость обнаруженного поворотника омрачалась тем, что перед ним была зона «минусов». Двигаясь вперед, я на столько быстро терял высоту (а летел я по ветру), что понял: там я и сяду. Когда высоты оставалось метров 800 или 900, а до повортника чуть более километра, я решил отказаться от этой глупой затеи. Тем более, что и садиться там не было особо где: все поля вокруг были или с подсолнечником, или с кукурузой. Повертев головой, я увидел единственное в округе черное поле, находившееся с другой стороны села. «Туда и только туда!», - с этой мыслью я довернул еще на 100-110 градусов правее.
На поле я прилетел на высоте чуть меньше 500 метров и практически сразу уткнулся в мощный поток, который не только поднял меня до облаков, но и доставил почти до поворотника. Мне оставалось протянуть метров 500 в сторону.
В это время под собой я заметил два дельтаплана. Оценить их высоту было сложно, но их положения было явно незавидным. Я слетал к поворотнику и возвращался на спасительное черное поле. Во-первых, там снова можно было найти поток, во-вторых оно было по пути домой. Улетая от ППМ «Райозеро», я оглянулся на те два дельтаплана. Один уже заходил на посадку, второго я не увидел. То, что садился, был с мачтой, а значит это был оптимист-Nikolaich. Обидно… Закралась мысль, одна из тех, которые я считаю запрещенными в любом полете: «А может сесть рядом? Все равно далеко не улечу. А так ждать будет нескучно?»
Но над полем я снова нашел поток, и снова был наверху.
Кстати, поток искал долго… Высота таяла, а все барахтался в поисках чего-то, чтобы подняло меня вверх. И вдруг справа от себя замечаю что-то светлое, пролетающее относительно меня куда-то назад-вверх. При чем весьма быстро. Внешне это что-то напоминало маховое перо какой-то птицы, по цвету – курицы (если она, конечно, птица). Что бы это ни было, но оно летело вверх и без мотора. А значит нам по пути: я развернулся и устремился в погоню.
И вот снова я под кромкой. И снова с тоской гляжу вперед. Только теперь уже в сторону аэродрома, до которого 30 километров, но против ветра…
В нужном направлении шла дорога. Вдоль нее поля. Все бы ничего, но черным было только каждое третье поле. Между ними два не черных. Если учесть, что самый работающий у нас в стране закон – это закон подлости, то понятно, почему эти поля были или с подсолнухом или с кукурузой… Посадку ни в одну из этих культур нельзя назвать безопасной и приятной… А раз так, то предстояло рассчитывать полет так, чтоб когда спидбар упрется в земля, подо мной было одно из свежеубранных полей. Ну или что-то в этом духе. И я начал рассчитывать.
Хватило меня километров на 10 с небольшим. Над очередным черным полем я просто поторопился и рванул вперед. Во-первых, до следующего черного поля было гораздо больше, чем в предыдущие разы. Во-вторых, впереди по маршруту то место где я планировал найти следующий поток, уже было закрыто облаками. Я туда прилетел на высоте метров 400… До облачного потока я уже не доставал, а приземного ничего не было. Мало того, что подо мной было свежескошенное пшеничное поле, т.е. желтое, а не любимое готично-черное, так оно уже и успело остыть ровно на столько, чтоб я не нашел на нем потока… Прилетели.
Над перекрестком я скрутил пару спиралей, чтоб определить направление и силу ветра, из 4-х предлагаемых природой полей выбрал единственное, где направление посадки «от центра к дороге» совпадало с направлением «от ЛЭП подальше». При этом я надеялся, что над желтым полем будет не так болтать… С этими мыслями я вышел в расчетную точку начала глиссады, которая была метрах на 60 над проводами и встал на посадочный курс.
Поле предательски поддержало, и расчетную точку посадки я пролетел на высоте метров 20. Глянул вперед. Я летел к дороге – что вобщем-то неплохо. Вдоль дороги шла ЛЭП, правда по ту сторону. Я же уже видел, что дорожную насыпь я не перелетаю. Плюс ко всему впереди было зеленое поле, садиться на которое сразу я почему-то не захотел: посевы топтать не хотелось. Теперь понимал, что топтать их придется.
Сел я метрах в 30-ти от дороги в… кукурузу. Это была свежепосаженная кукуруза, высотой не более 15-ти сантиметров. Но, все таки, это была кукуруза… Я быстренько, пока никто не видел, вышел из нее, и перешел на противоположную сторону дороги, где было свежеубранное пшеничное поле.
Достал мобильный телефон, чтобы отправить на аэродром координаты места посадки. Последняя черточка, показывающая уровень сигнала, погасла. Веселее не придумаешь.
Сидел я на обочине в кювете. Из растительности выше щиколотки– только бетонные столбы линии электропередач. А те облака, которые полностью закрывали поле еще пол часа назад, куда-то делись, и начало припекать солнышко. И все же надо было отправить координаты. Я взял телефон и поднялся на дорожную насыпь. Спасительна черточка появилась, и СМС-ка с координатами таки ушла.
Пока я разбирал дельтаплан, остановилось две машины. Из одного грузовика вышел мужчина годов 60-ти. Он поинтересовался, все ли у меня нормально, откуда прилетел, и сказал, что они долго за мной наблюдали, пока я кружил над их полями. Потом пожелал удачи и уехал. Из кузова его машины вылетело что-то светлое и длинное, похожее на маховое перо птицы… Это нечто покружилось над дорогой в вихре, оставленном автомобилем, и приземлилось возле дельтаплана. Я подошел и поднял загадочный потокоуказатель с земли… Лист кукурузы. Я держал в руках обыкновенный сухой лист кукурузы. Оказывается, вот что не раз показывало мне положение потоков!
Вскоре остановилась «Нива». За рулем был мужчина лет 40. Справа от него сидела женщина где-то того же возраста. Стандартный набор вопросов, плюс предложили воды, и сказали, что скоро они будут ехать назад и могут что-нибудь привезти из сельского магазина – воды или поесть. Я поблагодарил, сказав, что у меня все со мной прилетело, и показал рукой в сторону дельтаплана: под крылом лежало литра три воды, пакет с орехами и конфетами.
Звонил Витя уточнить мое место положение: «Ты на трассе?» - «Ну если эту серую асфальтовую ниточку без осевой линии можно назвать трассой…» - «Да какая разница, есть ли у нее осевая! Ты на дороге, идущей из Райозера в Лазорьки?» - «Я не знаю» - «У тебя карта есть?» - «Нет. Из Райозера я летел на север. GPS показывает, что я в 600 метрах от ППМ «X-KHOR» по дороге, идущей на север. Куда идет дорога, я не знаю» - «Хорошо, Артем уже выехал. Жди.»
...
Мораль сей басни такова…
Несмотря на то, что маршрут был поставлен с возвращением, психологически я был готов только «туда». Как потом сказал Витя: «ППМ – это не цель. Это всего-навсего промежуточный пункт». Так вот я был внутренне настроен только на односторонний полет. И как только достиг поворотника, внутренне считал задачу выполненной. Это первая и основная причина невозврата на аэродром.
«Все равно далеко не улечу. Сяду рядом, ждать будет не скучно», - вторая причина невозвращения. Я над поворотником уже мысленно сидел на земле, смирившись с тем, что не долечу, хотя еще даже не начал возвращение! Это второй психологический момент: «Никогда не сдавайся!»
По карте запоминать положение и названия сел, характер (перекресток, мост, окраина села, церковь) поворотного пункта, сеть основных дорог. Это объективная необходимость. Особенно, если характер полета, его направление, были на столько предсказуемы, как в этом случае.
Уже потом, просматривая трек, я понял, что «туда» я летел вдоль не той дороги! И только по чистой случайности назад я выбрал «нужную» дорогу, а не вернулся к той, вдоль которой летел к Райозеру.
Полет начинается на земле задолго до того, как соберешь дельтаплан. Он начинается за работой с картами, навигатором, за изучением прогнозов погоды на аэродроме и по предполагаемому маршруту. И вот с этим я ни как не хочу мириться. Как сказал все тот же Nikolaich: «Хватит быть туристом!» А мне нравится, и все тут!
Перед этим полетом один из пилотов-мотодельтапланеристов спросил: «И какая сегодня цель?» - «Получить удовольствие!», - ответил я. Хотя он ожидал услышать в качестве ответа название населенного пункта.
![]() |
@темы: Полет - как образ жизни, О небе