С утра застал на старте любопытную картину: вороны учили своих птенцов летать! Представляете, оказывается у птиц нет умения летать от рождения! Они тоже учатся! Да, им сделать это на много проще, чем человеку, но все равно - им надо учится!
Вдоль обрыва сидит молодое поколение, и среди них несколько птиц чуть крупнее - наставники, инструктора,родители... И вот «инструктор» легко толкается лапами, расправляет крылья и без единого взмаха устремляется вверх в динамическом потоке, и дальше наблюдает за своими подопечными уже с высоты метров 15 - 20. «Молодняк» следом за ним прыгает, расправляет крылья и...начинает беспорядочно носиться вдоль склона, махая крыльями. Молодежь...«Чайники»...
Посадка. Все снова расселись вдоль обрыва. И снова прыжок вперед, расправленные крылья... Инструктор снова без видимых усилий набирает высоту, глядя на метушащуюся молодежь...
Я молча наблюдаю. Красиво. Все-таки,в чем-то мы их напоминаем, но нам до них так далеко...
Перевороты, «горки», скольжения -все эти элементы пилотажа птицы тоже выполняют, аки пилотажные самолеты... Или самолеты - аки птицы... Вспоминается Крым...
Погода для нас не летная, и мы сидим на краю 180-ти метрового обрыва и наблюдаем за воронами... Пилотажными воронами. Они ПРОСТО ТАК крутили фигуры сложного (по авиационным меркам)пилотажа: бочки, перевороты, петли Нестерова! Птицы! Просто так! Им это нравится! Вспоминается Крым...
21 июля 2008 года в Крыму при заходе на площадку разбился планер L-13 «Blanik».
«А бывают ли у вас травмы?» -глупый вопрос. Очень глупый. Потому что травмы бывают не только у нас, но и у вас: на кухне ножом порезались, по пальцу молотком попали, на ступеньках споткнулись, под машину попали... Ведь бывает? И это при условии, что утех, кто на земле, всегда есть время остановиться и подумать, сделать шаг назад, если не получается принять решение молниеносно. Да и координат надо контролировать две, если не подпрыгивать.
А вы спрашиваете, бывают ли у нас травмы... Конечно бывают! Где-то не успел, что-то не учел, чего-то не заметил, что-то недооценил, себя - переоценил. Не ошибаться - прерогатива Богов, да и то сомнительная...
Вчера грузим дельтапланы на машину, чтоб ехать на старт. Подходит пожилая, если не сказать старая, женщина.Перекрестилась и спрашивает: «Вы на гору летать едите?», и тут же сама отвечает: «А ведь нельзя вам сегодня летать. Не делайте этого...» И ушла туда,откуда пришла... Как по команде, все почему-то замолчали, и какое-то время молча продолжили загружать машину... Задумались? Конечно. Суеверие... Не знаю. Частично - да. А что еще?
«Не лети, нельзя», - я могу воспринять серьезно только от своих более опытных коллег по небу: инструкторов,спортсменов... Но ни как ни зрителей и суеверных бабушек! И, тем не менее,почему-то реплики инструктора заставляют задуматься, а реплики «случайных прохожих» заставляют нервничать. Слова инструктора вселяют уверенность.Комментарии «гадалок» - вселяют злобу, которая плавно перерастает в сомнения.
Верим ли мы «шестому чувству»?Оказывается, все по-разному. Я - процентов на 10. Именно такую роль я отвожу ему при принятии решения о полете. Остальное - максимально объективная оценка условий.
И все таки желание летать не пропадает. Никогда, ни при каких условиях, что бы ни произошло.
Кто-то упал. Разобрали происшествие. Разобрали ошибки пилота. Ведь тут как никогда понимаешь, что лучше учиться на чужих ошибках. Тогда свои будут стоить меньшей крови... именно крови. Ну или синяков, если правильно усвоил чужие ошибки.
Если бы все делали столько выводов из хроники ДТП, из статистики смертности от СПИДА или наркотиков, из сводки пожаров за неделю, сколько мы делаем из ОДНОГО летного происшествия! Эх, мечты - мечты.
Полеты - это как калейдоскоп. Нет двух одинаковых полетов. Не бывать и быть не может. Нельзя два раза войти в одну и ту же реку. Нельзя два раза летать в одном и том же воздухе. Он всегда разный! Всегда! В полетах нет однообразия, которое может надоесть. Может быть,его нотка присутствует в РАБОТЕ пилота на больших транспортных или пассажирских самолетах. Может быть. Но там оно вполне оправдано и объяснимо.
Вчера обсуждали авиамоделистов, запускавших радиоуправляемые планеры недалеко от нас. «Ну как им не надоедает? Сидишь в кресле, в правой руке пульт, в левой - бутылка пива. И периодически возглас:сфотографируйте меня, как я летаю!» Он летает. Он движением пальцев выполнять фигуры высшего пилотажа. Горка, бочка, петля, переворот...Ошибка - и планер с характерным треском врезается в склон горы. Помощник подбегает, поднимает модель, поправляет сместившееся крыло и по команде отпускает планер обратно в небо...
«На горе Клементьева при посадке в районе оз. Бараколь с попутным ветром разбился планер польского производства L-13"Blanik". Пилот погиб».
Вот этот пилот - летал. От его решений зависела жизнь. И он ошибся. Небо и Земля не простили этой ошибки.
...а модель планера снова выполняла комплекс фигур высшего пилотажа, и кто-то фотографировал то, как «летает» этот «пилот».
Сложно ли научиться летать? А как вы думаете, сложно ли учиться, если система оценок предельно проста: «сдал» или«не сдал»? И ставит эти оценки не инструктор, а Небо и Земля. Инструктор может сказать «хорошо» или «плохо». Да и «нормально» может сказать инструктор, когда он рядом, и может по радиостанции подсказать, что делать. Если успеет. Но это инструкторское «нормально» там, при посадке в неизвестном месте, может стать весьма жестоким, но справедливым «не сдал».
Потому, чтобы ни сказал инструктор, учлет всегда сам ставит себе оценку: по удару по ногам, по комьям земли на носу аппарата, по количеству царапин на шлеме, по звону в голове, по тому, страшно ли было ему в полете...
К сожалению, учлетам слишком редко бывает страшно даже тогда, когда бледный инструктор наблюдает за ним с земли и крестится (я такое видел - действительно страшное зрелище).
Страх - это вообще отдельный разговор. Он необходим. «Лучше быть мудрым пилотом, чем смелым. Смелые долго не живут» (с).
@настроение: копался в архиве: надышался пылью
@темы: Отравление кислородом, о наболевшем... - мысли вслух, О небе
Тут скорее боязнь (хотя, если честно, у меня её нет...) Я не безумец и не экстремал. Перед полётом я всегда собран и сконцентрирован.
Но страха, то есть боязни нет. Есть другое чувство...
Есть смысл тебе объяснять?
Я как-то сказал РП, он выпал в осадок))
"Нестерпимый зуд внутри меня"
А боязни нет. Что-то похожее есть когда попадаю в воздухе в жопу. Но это скорее предельная концентрация всех чувств и мыслей...(?)
Но всё-таки наверное не боязнь...
Страх - это защитная реакция организма. Кого-то он парализует, кого-то мобилизирует, кому-то он по пбоку. Третьи как раз долго и не живут. Наверное еще меньше, чем первые.
Есть смысл тебе объяснять?
Я, кажется понимаю, о чем ты
____________
Я однажды уже формулировал свои мысли по поводу страха в письменном виде. Обещаюсь найти врямя, чтобы найти эти записи... К тому же мне самому кажется, что и мое отношение к этому вопросу несколько поменялось.